По соображениям конфиденциальности и в рамках заключенных соглашений
компания «ПрограмБанк» не приводит наименование клиента.
Бизнес-цель проекта
На 2003 год в одном из крупнейших российских банков отсутствовала единая система управления материальными средствами банка. В различных филиалах использовались различные решения, технологии и др. Целью проекта была прозрачность материальных активов и расходов банка.
Для этого необходимо было выстроить единую полномасштабную систему учета и управления материальными ресурсами, которая должна была обеспечить:
- Прозрачный учет по российским стандартам (бухгалтерский и налоговый).
- Формирование отчетности по международным стандартам (МСФО).
- Первичные данные для бюджетирования и финансово-стоимостного анализа.
Ход и развитие проекта
Особенностью проекта явилась необходимость решить большое число разнообразных технологических задач: от внедрения единых стандартов учета до качественной интеграции в ИТ-ландшафт банка. При этом необходимо было обеспечить быстрые результаты для бизнеса, как в силу насущности задач, так и потому, что длительные сроки резко уменьшают вероятность успешной реализации ИТ-проекта (потеря интереса к проекту, изменение в требованиях и кадровом составе и др.). Кроме этого, для решения глобальной задачи была необходима унификация технологий учета и пакета отчетности по всей филиальной сети банка, которой в 2003 году не было.
Поэтому общий проект единой качественной системы управления материальными ресурсами был реализован поэтапно. Каждый из этапов давал банку практический результат для бизнеса, при этом большинство этапов были реализованы в течение 2-3 месяцев. Это обеспечило удовлетворенность бухгалтерии и бизнес-подразделений, что позволило и дальше развивать сотрудничество с банком.
- Первым шагом в данном случае был перевод материального учета в головном банке на ПрограмБанк.АБС. Помимо приведения в стройную систему ведения бухгалтерского и налогового учета, ПрограмБанк.АБС позволила вести и анализировать информацию в части инвентарного учета, учета по материально-ответственным лицам, по местам хранения, а также централизовано обрабатывать имеющуюся в банке информацию о тысячах материальных ценностях, учитываемых внесистемно. На втором этапе, на базе уже ранее наработанной прозрачной системы учета был добавлен учет материальных ценностей по МСФО (параллельно с другими видами учета). Это позволило выстроить необходимую отчетность по МСФО в части основных средств, капитальных вложений и нематериальных активов.
- В рамках первого и второго этапа в банке были отработаны все технологии учета материальных ценностей (позволяющие вести оперативный, бухгалтерский и налоговый учет, учет по МСФО и другие функции). На третьем этапе была решена задача распространения этих технологий на всю филиальную сеть, при этом одновременно в центре была сформирована система контроля и сбора отчетности по всем филиалам. За полгода на единую систему материального учета были переведены 40 филиалов банка. Всего решение было установлено в 56 филиалах банка, включая 2 за пределами РФ. Помимо унификации учета и внедрения решений нового ПО это включало:
- выверку и контроль данных в каждом филиале, исправление накопленных ошибок ведения учета, совершенствование правил документооборота;
- распространение в филиалах и дополнительных офисах методологии ведения учета, в том числе для целей МСФО;
- конвертацию данных из различных систем в одну, построение информационного обмена с различными АБС (на тот момент филиалы банка использовали различные банковские системы);
- загрузку данных по МСФО в хранилище данных с проверкой корректности.
В дальнейшем выполнялись и продолжают выполняться проекты различной сложности:
- Внедрение системы штрих-кодирования материальных ценностей. Эта технология позволяет быстро проводить инвентаризацию, а также иметь более точную картину о перемещении средств внутри банка.
- Создание актуальной связи с системами кадрового учета и структуры подразделений, а также разработка документов в системе для аллокации затрат позволили формировать сведения по материальным ценностям для анализа и принятия решений в рамках системы финансово-стоимостного анализа банка.
- Подключение ПрограмБанк.АБС к интеграционной шине банка обеспечило другой уровень интеграции с различными системами управления (системой бюджетирования и системой финансово-стоимостного анализа, ЦАБС).
- В процессе создания условий для достаточного «он-лайн» взаимодействия в ГО банка, была установлена ПрограмБанк.АБС в режиме ЦАБС. В силу имеющихся в ПрограмБанк.АБС инструментов, перевод каждого очередного филиала на единую централизованную базу никак не отражается на работе пользователей и на бизнесе, и является простой и дешевой технической задачей.
- В процессе эксплуатации ПрограмБанк.АБС были неоднократно использованы возможности архитектуры АБС, позволяющие быстро и эффективно объединять различные базы, были неоднократно использованы при реструктуризации банка: слиянии филиалов, переводу их в режим дополнительного офиса, передаче филиала другому банку. В условиях постоянно меняющихся экономических предпосылок, для оптимизации филиальной сети банка ПрограмБанк.АБС имеет всегда готовые инструменты для проведения таких операций на нижнем (техническом) уровне с комфортным переходом для пользователей системы.
Результаты проекта
Главными результатами проекта комплексной автоматизации материального учета в банке являются:
- Прозрачность материальных активов и расходов для менеджмента, акционеров и партнеров банка, в том числе и через отчетность по международным стандартам.
- Внедрение единых технологий учета по всей филиальной сети банка.
- Снижение рисков, связанных с ошибками учета и «потерь» материальных ценностей.
- Обеспечение всех стандартов учета (бухгалтерский, налоговый, МСФО, управленческий) на основе единого ИТ-решения.
Информация о банке
Один из крупнейших российских банков.
По соображениям конфиденциальности и в рамках заключенных соглашений компания «ПрограмБанк» не приводит наименование клиента.